Основы личностного роста для развития потенциала человека

Успешные люди постоянно развиваются, и не только в своей деятельности. Они стремятся достичь гармонии, баланса во всех жизненных сферах, решают, куда двигаться дальше, какие качества личности совершенствовать. Любой может развивать внутренний потенциал, и нужно понять, какие основы личностного роста слагают гармоничного человека.

Основы личностного роста

Теория личностного роста

Понятие «личностный рост» впервые применили «отцы» гуманистической философии Карл Роджерс и Абрахам Маслоу. Их концепция состояла в том, что изначально все люди позитивны от природы и обладают потенциалом для гармоничного развития. Если попытаться обобщить знания, накопленные психологией, можно определить личностный рост как приобретение определенных навыков, покорение поставленных целей, которые повышают уровень жизни. 

У каждого человека свои устремления: одни грезят о высокой должности в иностранной компании, другие планируют большую семью, третьи мечтают выступить на Олимпиаде. Личностный рост подразумевает комплекс планомерных действий, которые приводят к победе над фобиями, страхами. Это стремление стать лучшей версией себя – осознанное саморазвитие.

Теория личностного роста

На самом деле теорий несколько – одни достаточно сложны, другие более понятны для неподготовленного читателя.

Бихевиоризм

Простейшая теория личностного роста, названная непонятным словом, означает изначальную равность всех людей. Мы пришли в мир с одинаковыми возможностями, и в течение жизни развились по-разному. Кто-то много работал над образованием, интеллектом – и достиг большего. Другой человек рос, как трава, удовлетворяя лишь естественные потребности, – и не достиг ничего.

Экзистенциальный подход

Теория в целом повторяет бихевиоризм, но делает упор на самопознании. Существует целое направление философии – экзистенциализм, которое акцентирует внимание на уникальности каждого человека, его внутренних проблемах, понимании своей сущности. Таким образом, экзистенциальная теория больше упирает на поиск внутренних опор для достижения своих, обогащение души.

«Позитивная» теория

Такое толкование использовалось основоположниками этого понятия, Роджерсом и Маслоу. Внутренний потенциал личностного роста рвется на волю при любых условиях, но находит выход, если приложить определенные усилия и создать нужные условия, не всегда позитивные.

Основы личностного роста

Характеристики личностного роста – это активность процесса развития, его направленность и масштаб действий. Осознанные индивидуумы занимаются всеми сферами жизни, прокачивают все ресурсы – экономику, дружбу, семейные и любовные связи, увлечения, имидж. Эти важные аспекты составляют основы личностного роста.

Характеристики личностного роста

Без прокачки ресурсов развитие останавливается, человек плывет по течению, он не успешен и не интересен никому. Годами ходит на малооплачиваемую, скучную работу, не имеет семьи, потому что нет навыков общения с противоположным полом, не умеет нравиться (плохой имидж и скудный словарный запас). Не интересуется ничем, кроме телевизора, не читает книг, поэтому не в состоянии поддержать разговор, быть интересным собеседником. 

Даже умеренная прокачка дает видимый эффект:

  • имидж – подтянутая фигура, хорошая стрижка, красивая одежда;
  • экономика – полученное образование, стабильная работа с карьерным ростом;
  • семья, дружба и любовь – налаженные отношения с родственниками, внимание к друзьям, любимому человеку;
  • увлечения – совершенствование в своем хобби, знакомство с людьми, близкими по духу.

Человек становится открытым, привыкает легко взаимодействовать с окружающими, учится эмпатии, когда внимание стабильным потоком течет к другим людям. Это чрезвычайно импонирует, и такой человек слывет в общих кругах как «классный парень» или «приятная девушка».

Но будет ошибкой думать, что прокачанные ресурсы, надежные основы личностного роста помогут порхать по жизни, как бабочка, без проблем и печалей. Никто не застрахован от поражений и падений. Просто те, кто хорошо понимают себя, свои сильные стороны, – умеют принимать верные решения. Методичное повышение личностного роста позволяет преодолеть кризис без жалоб на несправедливость этого мира или злых людей. Человек задумывается, почему это произошло и что я могу сделать. Находит несколько вариантов решения, исправляет ситуацию.

Попутно осознанный индивидуум задается вопросами, что дала эта проблема в плане моей личной эволюции, какой опыт я получу. Все жизненные события и перипетии оборачивает себе на пользу, даже неудачи. Если не удалось выровнять ситуацию, нужно изменить отношение к ней. 

Личностный рост обучающихся

Личностный рост обучающихся

Читайте также: Что должен уметь и знать будущий первоклассник

Понятие «личностный рост школьника» подразумевает достижения учеников во всех сферах, которые имеют точки соприкосновения с процессом обучения. Это могут быть развитие творческого начала, внимания, усидчивости и терпения, способности анализировать ситуации с разных сторон. С учетом возрастных особенностей личностный рост школьника – непростой процесс, который требует деликатного подхода со стороны педагогов и родителей. 

У детей саморазвитие происходит по большей части неосознанно, а у младших школьников – во время игры. Задача педагогов: 

  • помочь осознать ученику внутренние процессы, что происходят в его подсознании;
  • вызвать их мотивацию;
  • учиться управлять ими;
  • ставить себе цели развития.

Одной из основных целей школьного обучения является личностный рост обучающихся в плане выявления и развития творческих способностей. Для этого детей вовлекают в различные кружки, студии, внеурочные занятия. На творческих мероприятиях они заучивают тексты, стихи и выступают перед аудиторией. Это тренирует память, обогащает интеллектуально. Ребята привыкают к зрителям, перестают бояться выступлений и всеобщего внимания. 

Спортивные состязания оказывают огромное влияние на личностный рост школьников тем, что ребенок вовлекается в соревновательный процесс, стремится показать лучшие результаты. Кроме того, укрепляет здоровье, осанку, что закладывает хорошую физическую основу и выносливость для дальнейшей жизни.

Личностный рост учителя

Личностный рост учителя

Не только юное поколение должно развиваться. Те, кто плотно взаимодействует с детьми, подростками и молодежью, тоже должны прокачивать навыки профессионального личного роста. Эта работа состоит в:

  1. Активном желании изменить себя.
  2. Обогащении своих духовных потребностей.
  3. Раскрытии внутреннего потенциала.
  4. Постоянном совершенствовании в профессии.

Профессиональная деятельность педагога предусматривает способность к продуцированию нового, к творчеству. Современная школа перестала быть академической средой, это скорей, креативность, инновация, постоянный поиск новых, небанальных решений. 

Важно! Учитель не только создает современный продукт, дает материал под новым углом, но и «лепит» нового себя. 

Его личные качества обязательно должны стать инструментом для профессиональной деятельности, учитель полностью вовлекается в учебный процесс, как говорится, «всеми фибрами души». Однако надо учитывать, что для успешного преподавания нужны не тотально все человеческие характеристики, а только лишь значимые в профессии. 

Например, если учитель по жизни гедонист (получатель удовольствий), это вряд ли пригодится для воспитания юных школьников. На этом отрезке жизненного пути детям, наоборот, внушают, что сейчас – горячая пора закладывания фундамента будущей успешной жизни и надо много трудиться. Другой пример, когда личные качества придутся как нельзя кстати «ко двору»: преподаватель приверженец здорового образа жизни. Он насыщен знаниями и практическим опытом оздоровления и получения радости от движения, поэтому сможет привить любовь к спорту своим подопечным.

Творческий педагог умеет правильно рефлексировать происходящее в классе, видит в каждом ученике уникальную личность, ищет точки соприкосновения. Личностный рост и самореализация преподавателя могут выглядеть как программа со следующими разделами:

  1. Я-концепция.
  2. Мои профессиональные цели.
  3. Мои внутренние ценности.
  4. Моя тактика саморазвития.
  5. Моя стратегия в перспективе.
  6. Мои действия.

Современный учитель должен быть всегда готов к быстрым изменениям учебной тактики, к переподготовке, обучению новому (и не всегда это новое будет преподнесено в готовом виде!).

Стратегии личностного роста

Когда у человека есть мотивация изменить себя и жизнь к лучшему, появляются внутренние силы, которые толкают, заставляя расти, меняться. Для этого разработаны стратегии и техники.

Сферы личностного роста охватывают все пласты жизни человека, для каждой есть стратегии:

  • Познание себя, своей индивидуальности. Для самопознания существуют разные способы – ведение дневника, медитации. Важно постоянно анализировать текущую жизнь: куда я иду, что в будущем мне даст то, чем я занят сегодня, что надо сделать, чтобы в будущем я был счастлив.
  • Формирование полезных привычек. Преодоление себя, осознанный отказ от вредных привычек – это создание новой, здоровой среды для существования. Тренировка силы воли является важным моментом личностного роста. Полезные привычки, ставшие частью жизни, улучшают ее качество. Это могут быть длительные прогулки на свежем воздухе или утренний бег, методичное поддержание порядка в жилище, уход от прокрастинации, чтение книг, общение с близкими.
  • Понимание, что движет поступками других людей, развитие эмпатии. Умение направлять и удерживать фокус на окружающих мгновенно повышает привлекательность человека. Это, несомненно, способствует его внутреннему ощущению своей нужности и успешности.
  • Ответственность за свою жизнь и судьбу. Многие при неудачах склонны винить других людей, высшие силы. Конечно, бывают обстоятельства, не зависящие от усилий, желаний. Правильней поменять отношение к ситуации, не подвластной нашей воле.
  • Внутренняя свобода, расширение зоны комфорта. Мы инстинктивно избегаем ситуаций, потенциально опасных, трудных, некомфортных. В зоне безопасности многие проживают всю жизнь, не давая себе шанса развиваться, стать смелей. Психологи советуют понемногу расширять границы, познавать новое. Отличный пример: если вы домосед, купите тур выходного дня, пойдите в поход! Живите в палатке, сплавьтесь по реке. Это откроет новые горизонты, даст эмоции, впечатления.

Самосовершенствование не заканчивается никогда. При достижении одних целей возникают другие, так идет бесконечный процесс трансформации себя. 

Сознательный человек «переделывает» себя непрерывно, он стремится к идеальному «Я» в своем представлении идеала. Конечно, реальное «Я» обычно расходится с идеалом, но ведь нет предела совершенству. Мы вступили в жизнь, чтобы сделать ее и себя в ней лучше.

Посмотрите это видео. Это займет 14 минут.

Какие полезные привычки, на ваш взгляд, помогают вам совершенствоваться?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Оцените статью
Женский журнал
Добавить комментарий

  1. Ирина

    Личный рост для меня борьба с ленью)

    Ответить
  2. Евгения

    Очень важные советы для каждого. Спасибо автору! Процесс улучшения себя бесконечен

    Ответить
Adblock
detector